Начало событий по ссылке https://ravon-club.com.ua/threads/p...vyx-zazorov-klapanov-ravon-r4.1366/post-52482
В двух словах, на холодную двигатель трясло (возможно подтраивал). Ярко было выражено секунд 10-20 после запуска. Потом работа становилась более-менее нормальной. После замера теплового зазора клапанов было решено произвести регулировку.
Еще до регулировки косвенными признаками уменьшенного зазора являлись компрессия и давления во впускном коллекторе.
Немного цифр. Показания компрессии по разным датам. Условия измерения одинаковые – двигатель холодный (около 25град.), свечи все выкручены. Так как дроссель электронный нажимать на педаль смысла нет.
10.06.19 (пробег 22тыс.) 1ц-13.5атм, 2ц.-14.0атм, 3ц.-14.0атм, 4ц.-14.0атм.
03.07.20 (до регулировки клапанов, пробег 33тыс.) 1ц-13.2атм, 2ц.-13.5атм, 3ц.-13.8атм, 4ц.-13.8атм.
21.07.20 (после регулировки, пробег 34тыс.) 1ц-14.5атм, 2ц.-14.5атм, 3ц.-14.7атм, 4ц.-15.0атм.
Давление во впускном коллекторе на горячем моторе (90-94град.). До регулировки было 33-37кПа, после регулировки 29-34кПа. Давление при выключенных вентиляторах, кондиционере, магнитоле и пр. потребителях.
По компрессии и давлении во впускном коллекторе уже косвенно понимал, что показатели немного отличаются от заводских, а после замера теплового зазора сразу стало понятно, что точно нужна регулировка теплового зазора.
Детальный процесс регулировки описывать не буду, лучше посмотреть на видео. Лишь немного дополню. Стаканчики искал в интернете, особенно на avto.pro. Там представлены пару фирм, которые ими торгуют. И в частности Техно-кар (Сырецкая 33). Многих позиций толкателей, которые нужны были мне (особенно на впуск) не было вообще в наличии нигде, или под заказ из Харьков (5 дней наличие). Решил позвонить по телефону и спросить у Техно-кар. Оказалось, что все нужные толкатели есть в наличии и по цене 122грн. за штуку (при том что на автопро из Харькова они были по 255грн.). Оформил заказ, собрался и поехал забирать толкатели. Поехал забирать на склад на левом берегу, чтобы не ждать до вечера пока их привезут на Сырецкую. По приезду обнаружил, что те редкие позиции толкателей, которые мне нужны имеют немного другое исполнение. Назову эти толкатели – «новые». Новые толкатели внутри имели маркировку, например, INA T0308 14 338 (артикул GM#28289745). Это толкатель с высотой 3.38мм и соответствует старому толкателю 96852814 с высотой также 3.38мм. Соответствие старых толкателей и их высоты в интернете найти не проблема (например, https://www.drive2.ru/l/10056500/ ). А по новым толкателям информации нет. На коробке, из которой мне достали этот толкатель INA была маркировка толкателя GM#28289745 и по этому номеру можно найти данный толкатель на автопро у Техно-кар и еще одной фирмы. Больше нигде в интернете я не нашел этой маркировки. Может есть в специализированных каталогах. Фирма INA видимо делает толкатели для GM по заказу. Толкатели INA сделаны в Китае.
Отличие от старых толкателей. Толщина стенки у старых 1мм, у новых 1.2мм. Высота толкателя у новых больше на 0.4мм. Диаметр толкателей идентичен. Диаметр пятаков разный (видно на фото, не мерял). И сам пятак у старых шлифован, а у новых нанесено защитное покрытие, возможно цементация. Из 13 штук, которые мне нужно было купить 5штук были старого типа, а 8 штук (редкие размеры) – нового типа фирмы INA. 3 штуки толкателей оставил старые (переставил из впуска на выпуск), размеры подошли четко, для ТЗ, который хотел выставить. Можно было использовать еще 3 штуки из впуска на выпуск, но тогда разбежность между разными толкателями была бы в 4-5 соток.
Зазоры до регулировки ТЗ (пробег 33тыс.)
Впуск 1ц. 0.06 0.08 2ц. 0.12 0.12 3ц. 0.11 0.11 4ц. 0.09 0.08
Выпуск 1ц. 0.15 0.24 2ц. 0.23 0.27 3ц. 0.26 0.25 4ц. 0.23 0.24
Зазоры после регулировки ТЗ (пробег 34тыс.)
Впуск 1ц. 0.17 0.17 2ц. 0.16 0.15 3ц. 0.16 0.16 4ц. 0.17 0.18
Выпуск 1ц. 0.34 0.34 2ц. 0.34 0.35 3ц. 0.34 0.35 4ц. 0.35 0.34
Зазоры решил делать чуть больше заводских. Решение осознанное. В следующий раз, возможно сделаю по максимальному допуску с завода: впуск 0.12, выпуск 0.29. Шумность работы двигателя на слух не изменилась.
Разбежность в размерах ТЗ, которая у меня получилась на впуске связана с погрешностью размеров новых заводских толкателей, погрешностью измерения и шагом размерной сетки толкателей в 0.02мм. Учитывайте при подборе толкателей.
Толкатели, снятые с двигателя, имели фактические размеры, указанные на толкателях внутри. Выработки я практически не увидел. Поэтому считаю, что толкатели могут использоваться повторно, если какие-то толкатели подойдут для других мест установки. Если толкатели пройдут 100тыс, то возможно их выработка будет больше и повторно их лучше не использовать.
На данный момент я знаю все размеры толкателей, которые установил и в следующий раз можно вскрыть клапанную крышку, замерить зазоры, высчитать нужные толкатели, заказать нужные и за один подход их заменить (или отдать на проточку старые, которые у меня уже есть). Также, возможен вариант начать работу с самого утра, поджать натяжитель, снять распредвалы, высчитать нужные толкатели. Заказать из на Техно-кар, надеяться, что все будут в наличии, забрать их в тот же день и сразу установить толкатели на место.
Точить толкатели пока не рискнул, возможно в следующий раз попробую. Есть информация, что после проточки поверхность пятака станет не такой прочной и металл начнет выкрашиваться. Точно не знаю. Если точить, то лучше на токарном станке, так как вручную тяжело обеспечить ровность поверхности после стачивания. Высота может гулять на противоположенных сторонах пятака, это будет приводить к неравномерному ТЗ, или неравномерному износу ножки клапана. И ценник 122грн за один толкатель не очень большой, чтобы заниматься проточкой под заказ, оплачивая человеку за работу.
Лично у меня по времени заняло – пол дня на разборку, замер толкателей, накинуть распредвалы на место, чтобы натяжитель случайно не вышел. И на следующий день заказал толкатели, забрал их (на дорогу ушло только 5 часов так как ехал на общественном транспорте из другого города в Киев), установил и к вечеру посадил клапанную крышку на герметик, утром до собрал двигатель и запустил. Итого 2 дня. Но если сильно задаться целью можно успеть и за день. Особенно когда уже точно знаешь последовательность действий и все подводные камни.
До регулировки зазоров при движении иногда были подергивания, например, при резком сбросе газа. Наверное, пропуски зажигания. После регулировки таких моментов не замечал. Пока только положительные впечатления.
В двух словах, на холодную двигатель трясло (возможно подтраивал). Ярко было выражено секунд 10-20 после запуска. Потом работа становилась более-менее нормальной. После замера теплового зазора клапанов было решено произвести регулировку.
Еще до регулировки косвенными признаками уменьшенного зазора являлись компрессия и давления во впускном коллекторе.
Немного цифр. Показания компрессии по разным датам. Условия измерения одинаковые – двигатель холодный (около 25град.), свечи все выкручены. Так как дроссель электронный нажимать на педаль смысла нет.
10.06.19 (пробег 22тыс.) 1ц-13.5атм, 2ц.-14.0атм, 3ц.-14.0атм, 4ц.-14.0атм.
03.07.20 (до регулировки клапанов, пробег 33тыс.) 1ц-13.2атм, 2ц.-13.5атм, 3ц.-13.8атм, 4ц.-13.8атм.
21.07.20 (после регулировки, пробег 34тыс.) 1ц-14.5атм, 2ц.-14.5атм, 3ц.-14.7атм, 4ц.-15.0атм.
Давление во впускном коллекторе на горячем моторе (90-94град.). До регулировки было 33-37кПа, после регулировки 29-34кПа. Давление при выключенных вентиляторах, кондиционере, магнитоле и пр. потребителях.
По компрессии и давлении во впускном коллекторе уже косвенно понимал, что показатели немного отличаются от заводских, а после замера теплового зазора сразу стало понятно, что точно нужна регулировка теплового зазора.
Детальный процесс регулировки описывать не буду, лучше посмотреть на видео. Лишь немного дополню. Стаканчики искал в интернете, особенно на avto.pro. Там представлены пару фирм, которые ими торгуют. И в частности Техно-кар (Сырецкая 33). Многих позиций толкателей, которые нужны были мне (особенно на впуск) не было вообще в наличии нигде, или под заказ из Харьков (5 дней наличие). Решил позвонить по телефону и спросить у Техно-кар. Оказалось, что все нужные толкатели есть в наличии и по цене 122грн. за штуку (при том что на автопро из Харькова они были по 255грн.). Оформил заказ, собрался и поехал забирать толкатели. Поехал забирать на склад на левом берегу, чтобы не ждать до вечера пока их привезут на Сырецкую. По приезду обнаружил, что те редкие позиции толкателей, которые мне нужны имеют немного другое исполнение. Назову эти толкатели – «новые». Новые толкатели внутри имели маркировку, например, INA T0308 14 338 (артикул GM#28289745). Это толкатель с высотой 3.38мм и соответствует старому толкателю 96852814 с высотой также 3.38мм. Соответствие старых толкателей и их высоты в интернете найти не проблема (например, https://www.drive2.ru/l/10056500/ ). А по новым толкателям информации нет. На коробке, из которой мне достали этот толкатель INA была маркировка толкателя GM#28289745 и по этому номеру можно найти данный толкатель на автопро у Техно-кар и еще одной фирмы. Больше нигде в интернете я не нашел этой маркировки. Может есть в специализированных каталогах. Фирма INA видимо делает толкатели для GM по заказу. Толкатели INA сделаны в Китае.
Отличие от старых толкателей. Толщина стенки у старых 1мм, у новых 1.2мм. Высота толкателя у новых больше на 0.4мм. Диаметр толкателей идентичен. Диаметр пятаков разный (видно на фото, не мерял). И сам пятак у старых шлифован, а у новых нанесено защитное покрытие, возможно цементация. Из 13 штук, которые мне нужно было купить 5штук были старого типа, а 8 штук (редкие размеры) – нового типа фирмы INA. 3 штуки толкателей оставил старые (переставил из впуска на выпуск), размеры подошли четко, для ТЗ, который хотел выставить. Можно было использовать еще 3 штуки из впуска на выпуск, но тогда разбежность между разными толкателями была бы в 4-5 соток.
Зазоры до регулировки ТЗ (пробег 33тыс.)
Впуск 1ц. 0.06 0.08 2ц. 0.12 0.12 3ц. 0.11 0.11 4ц. 0.09 0.08
Выпуск 1ц. 0.15 0.24 2ц. 0.23 0.27 3ц. 0.26 0.25 4ц. 0.23 0.24
Зазоры после регулировки ТЗ (пробег 34тыс.)
Впуск 1ц. 0.17 0.17 2ц. 0.16 0.15 3ц. 0.16 0.16 4ц. 0.17 0.18
Выпуск 1ц. 0.34 0.34 2ц. 0.34 0.35 3ц. 0.34 0.35 4ц. 0.35 0.34
Зазоры решил делать чуть больше заводских. Решение осознанное. В следующий раз, возможно сделаю по максимальному допуску с завода: впуск 0.12, выпуск 0.29. Шумность работы двигателя на слух не изменилась.
Разбежность в размерах ТЗ, которая у меня получилась на впуске связана с погрешностью размеров новых заводских толкателей, погрешностью измерения и шагом размерной сетки толкателей в 0.02мм. Учитывайте при подборе толкателей.
Толкатели, снятые с двигателя, имели фактические размеры, указанные на толкателях внутри. Выработки я практически не увидел. Поэтому считаю, что толкатели могут использоваться повторно, если какие-то толкатели подойдут для других мест установки. Если толкатели пройдут 100тыс, то возможно их выработка будет больше и повторно их лучше не использовать.
На данный момент я знаю все размеры толкателей, которые установил и в следующий раз можно вскрыть клапанную крышку, замерить зазоры, высчитать нужные толкатели, заказать нужные и за один подход их заменить (или отдать на проточку старые, которые у меня уже есть). Также, возможен вариант начать работу с самого утра, поджать натяжитель, снять распредвалы, высчитать нужные толкатели. Заказать из на Техно-кар, надеяться, что все будут в наличии, забрать их в тот же день и сразу установить толкатели на место.
Точить толкатели пока не рискнул, возможно в следующий раз попробую. Есть информация, что после проточки поверхность пятака станет не такой прочной и металл начнет выкрашиваться. Точно не знаю. Если точить, то лучше на токарном станке, так как вручную тяжело обеспечить ровность поверхности после стачивания. Высота может гулять на противоположенных сторонах пятака, это будет приводить к неравномерному ТЗ, или неравномерному износу ножки клапана. И ценник 122грн за один толкатель не очень большой, чтобы заниматься проточкой под заказ, оплачивая человеку за работу.
Лично у меня по времени заняло – пол дня на разборку, замер толкателей, накинуть распредвалы на место, чтобы натяжитель случайно не вышел. И на следующий день заказал толкатели, забрал их (на дорогу ушло только 5 часов так как ехал на общественном транспорте из другого города в Киев), установил и к вечеру посадил клапанную крышку на герметик, утром до собрал двигатель и запустил. Итого 2 дня. Но если сильно задаться целью можно успеть и за день. Особенно когда уже точно знаешь последовательность действий и все подводные камни.
До регулировки зазоров при движении иногда были подергивания, например, при резком сбросе газа. Наверное, пропуски зажигания. После регулировки таких моментов не замечал. Пока только положительные впечатления.